суббота, 22 июля 2017 г.

Одно добро на все поколения. Отличаются ли ценности «отцов» и «детей»?

Специалисты Московского городского педагогического университета провели социологическое исследование о том, каковы ценности разных поколений и насколько разнится культурный код «детей» и «отцов». Результаты многих удивили. 

О том, что нынешняя молодёжь не знает, кто такой Ленин, не имеет понятия, кого свергли большевики, и не может прочитать ни строчки из Пушкина, сегодня не рассуждает разве что ленивый. И скептики отчасти правы: даже не всякий студент и выпускник вуза может с ходу вспомнить фамилии русских композиторов или произведения, скажем, Льва Толстого. Но означает ли это, что незнание стихотворений Пушкина и Лермонтова (или даты первого полёта человека в космос) приводит к формированию различных ценностных установок у людей разных поколений? Как показало исследование, основные ценности «отцов» и «детей» схожи. 

В опросе приняли участие 959 жителей Москвы от 18 до 55 лет. Прежде всего исследователей интересовало, каким образом люди разного возраста добывают информацию. Здесь ничего не удивило. Чем люди старше, тем больше они пользуются телевидением и газетами. А молодёжь до 30 лет как раз меньше всего черпает сведения из телеэкранов или печатных СМИ. Зато что касается интернета, личного общения и книг (в том числе электронных), то эти три источника информации людьми всех возрастов сегодня используются на равных.

Читать не разучились

«Это опровергает миф о том, что книги перестают быть источником информации, особенно для людей молодых, — поясняет доцент МГПУ, кандидат социологических наук Гурген Акопян. — Конечно, мы отдаём себе отчёт, что основная наша молодёжная аудитория, принявшая участие в опросах, — это студенты и учащиеся колледжей. Возможно, книги связаны с процессом учёбы, но тем не менее остаются важным источником информации. Равно как и личное общение с людьми у респондентов до 30 лет. Это опровергает другой сложившийся стереотип: о том, что всё общение у молодёжи уходит в виртуальную сферу». 

Ответы на вопрос о том, каким образом люди предпочитают получать информацию, распределились (причём одинаково у участников всех возрастов) примерно так: в большинстве случаев выбирают чтение текста, потом идёт просмотр видеоролика, далее — вопрос эксперту и на последнем месте — аудиозапись. Так что это ещё раз подтверждает тот факт, что читать никто не разучился. 


Кого нет в Инстаграме?

Самые сильные отличия между «отцами» и «детьми» в том, какие средства они используют для общения и сколько времени за ними проводят. Здесь открытий не случилось, всё совершенно ожидаемо. Самая активная — молодёжь до 20 лет, которая проводит в соцсетях по 3-4 часа в день. Любопытно, что сервисы, предназначенные для коротких коммуникаций, быстрого обмена небольшой информацией (WhatsApp, Viber и прочие), используются всеми участниками опроса — от 18 до 55 лет — одинаково активно. Две трети старшего поколения прекрасно знают, что такое Facebook, «ВКонтакте» и Twitter. Причём характерно, что старшее поколение для общения больше пользуется «Одноклассниками», а в Instagram их почти нет. 

«Если раньше пенсионеров учили, как устроен компьютер, куда мышку надо втыкать, то сейчас они это всё знают, — говорит ректор МГПУ Игорь Реморенко. — Теперь их учат пользоваться соцсетями. Понятно, почему Instagram у них менее популярен. Потому что на себя смотреть уже не так интересно, как если бы они были помоложе». 

Интересно, что главные символы прошлого века, как, например обозначение искусственного спутника Земли, молодые люди 18-20 лет по понятным причинам не идентифицируют. Большинство из них ответили, что указанный символ обозначает комету в NASA. Исследователи предположили: это связано с тем, что молодёжь сегодня в принципе больше знает, что такое NASA. 

Мать Тереза против Гитлера

А вот в базовых ценностных установках — кому можно доверять, что такое добро и зло — различий у молодого и старшего поколения вообще почти не обнаружилось. На вопрос «Если представится такая возможность, большинство людей поведут себя порядочно или попытаются вас использовать?» две трети людей каждого возраста ответили, что подлости не ожидают. Причём больше всего — опять же и молодые, и пожилые — доверяют семье и друзьям, чуть менее — коллегам. А меньше всего — соседям, незнакомцам, представителям другой религии и национальности. К слову, соседям не доверяют больше половины. 

Любопытно, что добро, судя по ответам людей, чаще ассоциируется с матерью, мультяшными персонажами, — Котом Леопольдом, Айболитом, Винни-Пухом, Чебурашкой — а также Дедом Морозом, матерью Терезой. Зло же безоговорочно у большинства ассоциируется с Гитлером, чуть меньше — с Бабой-ягой, Кащеем, Сталиным. 

Кстати, на вопрос о том, что такое жизненный успех, многие, в том числе молодёжь, назвали вовсе не карьеру или самореализацию, что вроде как от них ожидали. Самый частый ответ был связан с созданием крепкой успешной семьи.

Это значит, что объединяют разные поколения гораздо более важные скрепы, нежели знание исторических символов эпохи или умение пользоваться Инстаграмом, то есть, по сути, формальные вещи. Удерживают вместе семейные ценности, позитивный настрой на общение с другими людьми.

Комментариев нет:

Отправить комментарий